Научная лаборатория
Программа рассчитана на 9 месяцев
Программа предполагает 1 занятие в неделю , продолжительность занятия: 25 минут
Программа занятий
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Дата |
Тема занятия |
Программное содержание |
1 |
«Что такое научная лаборатория» |
Знакомство детей с профессией «ученый». |
2 |
«Расскажем Незнайке о правилах поведения в лаборатории» |
Определение правил поведения в научной лаборатории при проведении простейших опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
3 |
«Бесформенная вода» |
Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт с водой «Бесформенная вода»; делать вывод, что вода принимает форму сосуда; пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта с водой «Бесформенная вода». Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
4 |
«Радужная вода» |
Формирование у детей умения проводить простой опыт с водой, акварельными красками и сахаром; делать вывод как сахар и краска влияет на свойство воды; зарисовывать результаты наблюдения о воде. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
5 |
«Фильтрование воды» |
Формирование у детей умения проводить простой опыт с водой, изготавливать различные очистительные устройства- фильтры по алгоритму из песка, грунта, бумаги). Опытным путем выяснить какой фильтр лучше. |
6 |
«Барханы» |
Формирование у детей умения проводить простой опыт с песком «Барханы»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах песка. Выяснение опытническим путем, что слои песка и отдельные песчинки передвигаются относительно друг друга. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
7 |
«Песочные картины» |
Познакомить со способом изготовления рисунка из песка. Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
8 |
«Железные башни» |
Формирование у детей умения проводить простой опыт с магнитом «Железные башни»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах магнита. Формирование представления о магните и его свойствах притягивания предметов. Выявление материалов, которые могут быть магнетическими. Побуждение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи, делая вывод на основе проведенного опыта. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
9 |
«Магнитный виноград» |
Проведение с помощью педагога эксперимента «Магнитный виноград». Выяснение, почему под действием магнита приходит в движение виноград. Формирование умения пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдения свойства магнита – магнетизм; делать вывод на основе проведенного опыта «Магнитный виноград». Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
10 |
«Можно ли двигать скрепку, не дотрагиваясь до нее?» |
Определение свойств магнита в воде и на воздухе. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты опыта. Закрепление знаний детей о свойствах железа: притягивается к магнитам; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
11 |
«Волшебный театр» |
Формировать понятия детей о том , что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
12 |
«Мыльный кораблик на воде» |
Знакомство детей со свойством воды - поверхностное натяжение. Формирование умения делать вывод на основе проведенного опыта «Мыльный кораблик на воде»; зарисовывать результат опыта. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
13 |
«Отпечатки» |
Проведение эксперимента «Отпечатки». Исследование поверхности природного материала методом отпечатков. Формировать умение делать вывод на основе проведенного опыта с песком; зарисовывать результат опыта. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
14 |
«Сила воздуха» |
Формирование у детей умения проводить простой опыт «Сила воздуха»; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха. Знакомство с пониманием того, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ. Совершенствование опыта детей в соблюдении правил безопасности при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
15 |
«Вулкан» |
Знакомство детей с природным явлениям – вулкан. Формирование познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями; пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений за вулканом. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
16 |
«Ледяная рыбалка» |
Формирование у детей умения проводить с помощью педагога простой опыт «Ледяная рыбалка»; пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойстве воды - таяние. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
17 |
«Мыльные шары на морозе» |
Формирование у детей умения проводить эксперимент «Мыльные шары на морозе»; доказывать, что воздух занимает место. Побуждение детей обследовать предмет и устанавливать причинно-следственные связи между морозом и воздухом внутри мыльного пузыря. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
18 |
«Мыльные пузыри в банке» |
Знакомство детей с физическим свойством углекислого газа (тяжелее воздуха). Формирование у детей умения проводить эксперимент «Мыльные пузыри в банке»; пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений за мыльными пузырями в банке. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
19 |
«Сильный или слабый ветер?» |
Знакомство детей с силой ветра. Формирование у детей умения проводить опыт «Сильный или слабый ветер». Формирование представления о том, что ветер – это движение воздуха. Закрепление свойств воздуха. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
20 |
«Волшебный лимон» |
Формирование у детей умения проводить опыт «Волшебный лимон». Знакомство с батарейкой; пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
21 |
«Сухим из воды» |
Знакомство с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы. Определение при помощи опыта «Сухим из воды», что воздух занимает место. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о свойствах воздуха и воды. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
22 |
«Шарик в бутылке» |
Знакомство с разностью давления воздуха. Формирование у детей умения проводить опыт «Шарик в бутылке». Формирование умения пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты наблюдений о разности давления воздуха. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
23 |
«Невидимые чернила тетушки Совы» |
Формирование у детей умения проводить опыт «Невидимые чернила тетушки Совы»; с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты опыта над лимонной кислотой. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
24 |
«Круговорот воды в пакете» |
Знакомство с явлением как состояния воды зависит от температуры. Выявление при проведении эксперимента «Круговорот воды в пакете» свойств воздуха. Сравнение свойства воды и воздуха (воздух легче воды). Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений свойства воды и круговорот воды в природе, путем эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
25 |
«Подушка из пены» |
Формирование у детей умения проводить опыт «Подушка из пены»; зарисовывать и отмечать результаты опыта. Развитие у детей представления о плавучести предметов в мыльной пене (плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести). Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
26 |
«Сильная бумага» |
Формирование у детей умения проводить простой опыт с бумагой «Сильная бумага»; делать вывод на основе проведенного опыта с бумагой. Побуждение детей обследовать бумагу и устанавливать причинно-следственные связи между бумагой сложенной в гармошку и обычным листом бумаги. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
27 |
«Как сделать звук громче?» |
Выяснение причин усиления звука. Формирование у детей умения проводить опыт «Как сделать звук громче?»; пользоваться с приборами - помощниками при проведения опыта.Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
28 |
«Почему в космос летают на ракете» |
Знакомство детей с принципом работы реактивного двигателя, значение воздуха для полета самолета. Формирование у детей умения проводить эксперимент «Почему в космос летают на ракете»; зарисовывать и отмечать результаты опыта над воздухом. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
29 |
«Как образуются метеоритные кратеры» |
Моделирование с помощью педагога метеоритный кратер, познакомив со способом его образования. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты наблюдений. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
30 |
«Ракета из шариков» |
Знакомство с понятием – реактивная тяга. Моделирование с помощью педагога двухступенчатую ракету из воздушных шаров. Формирование умения с зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
31 |
«Парашют для мышки» |
Моделирование с помощью педагога парашюта. Выяснение, при помощи опыта, свойства воздуха (сопротивление). Расширение представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
32 |
«Солнечные часы Барбоскина» |
Формирование умения определять время в природе; пользоваться с приборами- помощниками при проведения опыта; зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
33 |
«Плывет, плывет кораблик» |
Познакомить детей со свойствами мыла. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования, наблюдательность, любознательность. |
34 |
«Удивительные свойства мыльных пузырей» |
Формировать представления детей о свойствах мыла. Пронаблюдать удивительные свойства мыльных пузырей на опытах. Развить творческое воображение и мышление. Закрепление знаний об образования радуги; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
35 |
«Эффект радуги» |
Знакомство с призмой. Формирование умения с помощью педагога зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление знаний об образования радуги; правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
36 |
«Солнечные зайчики» |
Знакомство с образованием на стенах комнаты солнечных зайчиков. Выяснение причин возникновения солнечных зайчиков. Формирование умения зарисовывать и отмечать результаты эксперимента. Закрепление правил поведения в лаборатории при проведении опытов и экспериментов. Воспитание внутренней потребности к получению знаний. |
37 |
«Апельсиновое приключение» |
Обнаружить воздух; выявить, что воздух легче воды, имеет силу выталкивать предметы из воды Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. |
38 |
«Игры с тенью» |
Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»